НДФЛ с воздуха. О контроле Ваших расходов. За что и как наказывают. Вкладчики России в опасности?

Описание
Цену уточняйте
Контактная информация
Телефон:
Адрес: 346880, Россия, Ростовская область, Батайск, ул. Крупской, 44

Описание

Минфин определяет срок, в который налоговики обязаны вернуть указанную в декларации переплату по НДФЛ

Срок на возврат излишне уплаченного НДФЛ составляет месяц со дня получения заявления на возврат контролирующими органами. Минфин России в письме от 09.11.16 № 03-02-08/65564 напоминает, что отсчет срока идет либо с момента завершения проверки декларации 3-НДФЛ, либо с момента, когда проверка должна быть завершена по закону. Если физлицо подает заявление на возврат налога после завершения проверки, НДФЛ возвращают спустя месяц после получения заявления. Если же заявление подано одновременно с декларацией, то деньги будут перечислены в течение месяца со дня окончания камеральной проверки, но не позднее чем через четыре месяца со дня представления декларации.

Расход не подтверждает доход налогоплательщика

http://www.nalog-forum.ru/php/content.php?id=5008

Верховный Суд РФ выпустил очередной обзор судебной практики (утвержден Президиумом ВС РФ 26.06.2015). В нем рассмотрены 15 вопросов, два из них касаются налогов. Рассмотрим их подробнее.
Вопрос 8 посвящен рассмотрению возможности применения УСН в отношении сумм доходов (вознаграждений), полученных от деятельности в качестве арбитражного управляющего.
В силу п. 3 ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения предусматривает освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц в отношении тех доходов, которые были получены от предпринимательской деятельности налогоплательщика, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую данным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.
Арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности и предпринимательской деятельностью при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение им обязанностей, установленных указанным законом.
Следовательно, арбитражный управляющий, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе учитывать при применении упрощенной системы налогообложения доход, полученный от осуществляемой им профессиональной деятельности, в силу п. 3 ст. 346.11 НК РФ.
Арбитражный управляющий в силу подп. 2 п. 1 ст. 227 НК РФ по доходам от профессиональной деятельности осуществляет исчисление и уплату налога на доходы физических лиц .
В связи с отсутствием контроля над расходами физических лиц нередко в судебной практике возникает вопрос: может ли рассматриваться в качестве объекта налогообложения по налогу на доходы физических лиц сумма израсходованных на приобретение имущества денежных средств? Верховный Суд ответ на этот вопрос (вопрос 9 Обзора) дал отрицательный. В соответствии со ст. 208, 209 НК РФ объектом налогообложения НДФЛ физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.
Как закреплено в ст. 41 НК РФ, доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в какой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" данного кодекса.
Получение физическим лицом доходов, облагаемых НДФЛ, должен доказать налоговый орган в силу принципа добросовестности налогоплательщика, презумпции его невиновности (п. 6 ст. 108 НК РФ).
Приобретение налогоплательщиком в налогооблагаемом периоде имущества подтверждает лишь то, что налогоплательщиком в этом периоде понесены расходы на его приобретение. Факт расходования денежных средств в налоговом периоде не подтверждает получения в этом же периоде дохода, облагаемого НДФЛ, в сумме, равной израсходованным средствам.
(Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2015), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015)

О контроле официальных расходов собственника бизнеса со стороны налогового органа

В тренде борьбы с выплатой зарплат «в конвертах» и в целом с «однодневками» для получения наличных денежных средств оказалась практика доначисления НДФЛ физлицам, исходя из размера их крупных расходов, например, на приобретение автомобилей, земли и иной недвижимости, акций предприятий.

Несмотря на то, что контроль расходов физлиц в России официально отсутствует, такие покупки позволяют налоговым органам предполагать наличие у физического лица расходов, скрытых от налогообложения. В логике инспекторам отказать нельзя.

И если раньше такие вопросы поднимались на известных комиссиях по легализации ФОТ, где путем использования убеждающих методов руководитель и/или собственники компании зачастую приходили к мысли о повышении ФОТ. То теперь приобрел известность иной способ. «Эксперимент» активно проходит в Белгородской области, обширная судебная практика которой потрясла налогоплательщиков по всей стране. Ведь исключать распространения опыта на другие регионы нельзя. 

По материалам Центра taxCOACH

НДФЛ с воздуха?

http://rostov.dk.ru/blogs/post/ndfl-s-vozduha#ixzz3lkaFsx00

Общество с ограниченной ответственностью, как форма ведения бизнеса, очень популярна в нашей стране. Конечно же, участники общества меняются в силу тех или иных причин, в том числе путем выхода из общества.

Доля вышедшего лица может быть распределена между оставшимися участниками общества. И именно в данной ситуации возникают налоговые риски.

Так где же искать налогооблагаемую базу по НДФЛ?

Согласно п. 6.1 ст. 23 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее ФЗ-14) в случае выхода участника из общества в соответствии со ст. 26 его доля переходит к обществу. Общество обязано выплатить выходящему участнику действительную стоимость его доли в уставном капитале общества. Действительная стоимость доли определяется на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период (месяц), предшествующий дню подачи заявления о выходе из общества.

Минфин в очередной раз в своем письме от 13.01.2015 года № 03-04-06/69508 заявляет, что «…доход оставшихся участников общества, в пользу которых была распределена доля выбывшего участника общества, определяется исходя из действительной стоимости его доли, определенной в соответствии с п. 6.1 ст. 23 ФЗ-14, и соответствующей части доли в уставном капитале общества, полученной каждым участником общества при распределении доли выбывшего участника общества.

Разница между действительной стоимостью доли в уставном капитале общества, определяемой в соответствии с п. 6.1 ст.23 ФЗ-14, и действительной стоимостью на дату фактического выхода участника из общества при определении дохода оставшихся участников общества, в пользу которых была распределена доля выбывшего участника общества, не учитывается…»

Аналогичное мнение высказывало ведомство и в 2013 году. Однако, до настоящего времени нет судебной практики по этому вопросу.

О незаконности мнения финансистов можно говорить основываясь, в том числе, на положительных решениях судов по вопросу доначисления НДФЛ при увеличении номинальной стоимости доли за счет нераспределенной прибыли общества. Так, например, Постановлением ФАС Московского округа от 05.06.2013 по делу № А41-34018/12 решение налогового органа о доначислениях отменено поскольку отсутствует объект налогообложения до реализации доли в уставном капитале общества, номинальная стоимость которой увеличилась из-за увеличения уставного капитала за счет имущества общества. Следовательно, у налогоплательщика отсутствует объект обложения НДФЛ.

Считаю, что в данной ситуации нельзя сдаваться налоговикам, а стоит спорить о незаконности доначислений как бывшему участнику, так и обществу, которое должно выступать в этом случае налоговым агентом (по мнению финансового ведомства).

Ольга Проскурина - Упр. партнёр ЮФ "JBI Эксперт"

НДФЛ по договору подряда теперь должны перечислять компании (п. 5 ст. 2 НК РФ)

http://blog.legalbis.ru/ndfl-po-dogovoru-podryada-teper-dolzhnyi-perechislyat-kompanii

Я хочу обратить ваше внимание на ситуацию, связанную с заключением договоров компании с физическими лицами, не состоящими в штате организации. Подобные договоры заключаются довольно часто, например, нужно отремонтировать помещение, и для этого нанимают по договору подряда человека на 1-2 месяца, или учредитель, не ИП-шник, сдает в аренду своей компании помещение, которое числится в его личной собственности. Такие договоры носили гражданско-правовой характер и в этом случае удержание НДФЛ компанией не требовалось, поскольку в договоре прописывалось, что физическое лицо обязуется самостоятельно уплатить НДФЛ с выплаченных ему средств. Теперь правила изменились. Если ваша компания является налоговым резидентом, то она является и налоговым агентом в отношении всех физических лиц, которым осуществляет выплаты, за исключением ИП…

Владимир Туров

Путин ужесточил контроль за взиманием НДФЛ

https://news.mail.ru/politics/21914900/

 «Федеральным законом устанавливается обязанность налогового агента ежеквартально представлять в налоговый орган расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом», — говорится в сообщении.

Закон направлен на совершенствование налогового администрирования и повышение ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах. Закон был принят Госдумой 24 апреля и одобрен Советом Федерации 29 апреля.

Согласно закону, налоговые агенты должны будут ежеквартально предоставлять в налоговую службу расчет исчисленных и удержанных сумм НДФЛ. Это позволит налоговым органам оперативно проверять правильность исчисления и удержания подоходного налога и привлекать, если нужно, агентов к ответственности.

Если же налоговый агент не предоставил такой расчет или опоздал, он будет наказан штрафом в 1000 рублей за каждый месяц. Такая же сумма штрафа установлена за недостоверный расчет, в первом чтении она составляла 500 рублей. Если налоговый агент опоздал более чем на 10 дней, будут приостановлены все его операции в банке.

Нарушения у налогового агента: за что и как наказывают

http://www.glavbukh.ru/art/24529-narusheniya-u-nalogovogo-agenta-za-chto-i-kak-nakazyvayut

Налоговая служба разъяснила применение отдельных положений постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. (письмо ФНС России от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692). О том, как налоговики будут учитывать рекомендации судей на практике, – в нашей статье.

Как исполнить обязанности налогового агента по НДФЛ

В некоторых случаях налоговый агент не может удержать НДФЛ, например, при выплате дохода в натуральной форме или возникновении дохода в виде материальной выгоды.

При этом если до окончания налогового периода налогоплательщику выплачиваются какие-либо денежные средства, налоговый агент обязан произвести из них удержание налога с учетом ранее не удержанных сумм.

При невозможности удержать исчисленную сумму НДФЛ налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ и сумме налога.

Как отмечено в письме № СА-4-7/16692, после окончания налогового периода, в котором налоговым агентом выплачивается доход физическому лицу, и соответствующего письменного сообщения его обязанность по удержанию указанных сумм налога прекращается.

Кроме того, указано, что в случае своевременного сообщения о невозможности удержания сумм налога в сроки, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, пени не начисляются.

Как инспекторы доначисляют НДФЛ, используя расчетный метод

Налоговики вправе определять суммы налогов расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в следующих случаях:

  • при отказе налогоплательщика допустить должностных лиц налоговой инспекции к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, либо связанных с содержанием объектов налогообложения;
  • непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов;
  • отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

Таким образом, непредставление налогоплательщиком документов, подтверждающих сумму произведенных расходов, в силу подпункта 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ наделяет налоговиков правом определить такую сумму расчетным путем. Таким подходом налоговые инспекции будут руководствоваться как в случае отсутствия у налогоплательщика соответствующих документов, так и при признании их ненадлежащими.

Причем в случае отсутствия или признания ненадлежащими документов по отдельным совершенным налогоплательщиком операциям доходы (расходы) по этим операциям определяются налоговым органом с учетом данных об аналогичных операциях самого налогоплательщика. В то же время данная правовая позиция не будет применяться в случае установления налоговиками факта отсутствия реальных хозяйственных операций в рамках исполнения спорных сделок.

Как исчисляют срок привлечения к ответственности

Согласно пункту 1 статьи 113 Налогового кодекса РФ, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с разъяснениями судей (п. 15 Постановления № 57), поскольку исчисление налоговой базы и суммы налога осуществляется после окончания того налогового периода, по итогам которого уплачивается налог, срок давности исчисляется в таком случае со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение в виде неуплаты или неполной уплаты налога.

Указанную правовую позицию инспекторы будут применять в том числе и к тем налогам, для которых налоговый период составляет год.

Когда привлекают к ответственности за нарушения у налогового агента

Согласно Налоговому кодексу РФ, может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных – авансовых платежей по налогу. Обязанность по их уплате признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога. В письме № СА-4-7/16692 указано, что нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Напомним, в соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ непредставление в установленный срок налоговой декларации в инспекцию по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 руб.

Налоговики отметили, что из взаимосвязанного толкования пункта 3 статьи 58 и пункта 1 статьи 80 Налогового кодекса РФ следует разграничение двух самостоятельных документов – налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода. В связи с этим установленной статьей 119 Налогового кодекса РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части второй Налогового кодекса РФ.

Какие грозят санкции за нарушения у налогового агента

Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

Согласно пункту 19 Постановления № 57, при применении положений статьи 122 Налогового кодекса РФ следует исходить из того, что бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в неперечислении в бюджет указанной в декларации суммы налога, не образует состава правонарушения, установленного указанной статьей.

В этом случае с него подлежат взысканию пени. Занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога или другие неправомерные действия (бездействие) налогоплательщика образуют состав правонарушения лишь в том случае, если такие действия привели к неуплате или неполной уплате сумм налога, то есть к возникновению задолженности по этому налогу.

Таким образом, исчисленная, но не уплаченная ранее сумма налога не влияет на базу для расчета налоговой санкции, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ при представлении налоговой декларации к доплате. При таких обстоятельствах вопрос о привлечении к налоговой ответственности рассматривается в отношении не исчисленной ранее суммы налога. Такой вывод содержится в письме № СА-4-7/16692.

Могут ли налоговому агенту заблокировать счета

В случае непредставления налоговой декларации в инспекцию в течение 10 дней по истечении установленного срока ее представления руководителем (заместителем руководителя) налогового органа может быть принято решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств. Налоговики указали, что эта мера не может быть применена к налоговому агенту, на которого возложена обязанность по представлению расчетов сумм налога.

М. Каширина,
доцент кафедры «Налоги и налогообложение» Финансового университета при Правительстве РФ

Надо ли платить НДФЛ и взносы с зарплаты гендиректора, являющегося единственным учредителем?

http://blog.legalbis.ru/nado-li-platit-ndfl-i-vznosyi-s-zarplatyi-gendirektora-yavlyayushhegosya-edinstvennyim-uchreditelem/

Сейчас мы разберем одну юридическую коллизию. Должны ли вы, будучи единственным учредителем, назначив себя генеральным директором и выплачивая себе заработную плату, с этой заработной платы платить налоги и заключать трудовой договор? В прошлом году, когда я снял соответствующий ролик и сказал, что если вы единственный учредитель, то со своей заработной платы можете не платить никаких налогов. Это вызвало определенный переполох в интернете. На этот счет мы получили буквально сотни вопросов. Поэтому давайте со всех точек зрения разберем эту проблему. Надо ли платить НДФЛ и взносы с зарплаты гендиректора, являющегося единственным учредителем?

Все эти годы приказ Минздравсоцразвития от 8 июня 2010 г. №428н приравнивал единственного учредителя, который является генеральным директором, к сотруднику. Нам говорили о том, что нужно заключать соответствующие трудовые договора и платить с них НДФЛ и страховые взносы. Но тут на «свет божий» появляется письмо Минфина, которое относится к уплате единого сельхозналога (ЕСХН). Смысл этого письма можно перенести так же на компании, работающие на классической системе налогообложения. В этом письме от 17 октября 2014 г. №03-11-11/52558 Минфин пишет, что при отсутствии одной из сторон трудового договора (а они считают, что если вы единственный учредитель, назначивший себя сами генеральным директором, то у вас не может быть заключен трудовой договор), вы не можете сами себе начислять и выплачивать заработную плату. Исходя из этого, данный руководитель организации не вправе учесть в составе расходов те деньги, которые сам себе перечисляет. Далее в данном письме написано, что исчисление страховых взносов во внебюджетные фонды и налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в данном случае так же не производится. Это сказано в письме Минфина, это не мои слова. Данный переполох появился из-за цитаты Минфина о том, что если вы являетесь единственным учредителем и вы сами себя назначаете директором, выплачиваете себе какие-то ни было деньги, то выплачивать надо эти деньги просто так, а не по трудовому договору, не платя НДФЛ и не платя страховые взносы. Надо ли платить НДФЛ и взносы с зарплаты гендиректора, являющегося единственным учредителем?

С точки зрения нормативной базы, тут есть, к сожалению, противоречия. Откройте, пожалуйста, сначала статью 20 Трудового кодекса, потом статью 56 Трудового кодекса, а далее статью 273 Трудового кодекса. В статье 273 Трудового кодекса написано следующее: «Особенности правовой регламентации труда не распространяются на руководителей организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением тех случаев, когда: руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества, а также при управлении ими организацией по договору с другой организацией (управляющей организацией) или индивидуальным предпринимателем (управляющим). То есть с точки зрения Минфина и с точки зрения Трудового кодекса получается, что единственный учредитель, наняв себя генеральным директором, не заключает сам с собой договор, а, соответственно, те выплаты, которые он производит в свой адрес, не облагаются НДФЛ и не облагаются страховыми взносами и, конечно же, эти суммы нельзя списать на затраты.

Я не хочу вас вводить в заблуждение. В письме Минфина, которое я только что процитировал написано следующее: «Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом». Думайте сами, решайте сами. Если рассматривать эту проблему с другой стороны и открыть тот же Трудовой кодекс, но уже статью 11, в которой перечислены физические лица, на которых не распространяется Трудовой кодекс, то среди этих лиц генеральный директор отсутствует. Так же, коллеги, если смотреть статью 16 Трудового кодекса, то получается, что все-таки трудовой договор можно заключать, а раз трудовой договор заключаем, то, соответственно, и выплаты в пользу единственного учредителя будут облагаться страховыми взносами и НДФЛ.

Что же все таки делать? Если хотите, чтобы была 100% безопасность, то Родина не будет протестовать против того, что вы платите налоги. Поэтому, если вы хотите быть в безопасности, заключайте трудовые договора. То есть если вы единственный учредитель и одновременно назначаете себя директором, сами с собой заключаете договора, удерживаете НДФЛ и платите страховые взносы, тогда вы получите 100% безопасность. Если захотите немножко попробовать создать какую-то новую практику, тогда ориентируйтесь на письмо Минфина, которое я вам дал и ориентируйтесь на ту нормативную базу, которую я вам дал. С точки зрения закона, если буквально закон понимать, то единственный учредитель сам с собой трудовой договор заключать не должен и налоги здесь не возникают. Но если смотреть на практику применения тех законов, которые мы имеем, то безопаснее со всех этих вещей все-таки платить страховые взносы и платить НДФЛ. Надо ли платить НДФЛ и взносы с зарплаты гендиректора, являющегося единственным учредителем?Я неоднократно на своих семинарах по законному снижению налогов давал, на мой взгляд, уникальный способ оптимизации налогов - это найм управляющего в любую организацию на любой системе налогообложения. Нанимая управляющего, нанимая самого себя в качестве управляющего индивидуального предпринимателя в организацию, вы будите платить страховые взносы в фиксированном размере 22 261,38 Р. и ещё 1% с превышения над суммой в 300 тысяч Р. Причем все эти страховые взносы, которые вы платите, автоматически будут уменьшать 6% налог на прибыль, поэтому страховые взносы в расчет можем вообще не брать.

Владимир Туров

Все проценты – в норме!

http://rostov.dk.ru/blogs/post/vse-protsenty-v-norme

В ближайшем будущем одной головной болью у налогоплательщиков станет меньше – с 1 января 2015 г. не будет никакой необходимости в доказывании сопоставимости и нормировании расходов по займам и кредитам. Согласно новой редакции ст. 269 НК РФ проценты по долговым обязательствам по общему правилу будут признаваться в расходах и доходах без каких-либо ограничений, т.е. в фактически начисленных суммах. При этом законодательная новелла распространяется на компании, применяющие как общую систему налогообложения, так и специальные режимы (ЕСХН, УСН «доходы минус расходы»).

По понятным причинам практики применения новой редакции еще нет. Однако поскольку формулировка статьи весьма однозначна и точна, риски иной трактовки со стороны налоговых или судебных органов крайне незначительны.

Законодатель предусмотрел два исключения из общего правила. Во-первых, для долговых обязательств, возникших в результате совершения контролируемых сделок. Доходом (расходом) по таким сделкам признается процент, исчисленный также по фактической ставке, но с учетом положений разд. V.1 НК РФ о контролируемых сделках.

Исходя из норм названного раздела кодекса к контролируемым долговым сделкам следует отнести обязательства между взаимозависимыми лицами и иные обязательства, приравниваемые к таковым, при условии, что сумма доходов (т.е. по сути процентов) составит от 60 до 100 млн. руб. в год в зависимости от вида контролируемой сделки. Компании, совершающей долговые сделки, подпадающие под признаки контролируемых, необходимо уведомить об этом ФНС России в установленном порядке.

Во-вторых, особые правила предусмотрены для учета доходов и расходов по долговому обязательству, возникшему в результате контролируемой сделки, одной из сторон которой является банк. При этом нормы новой редакции устанавливают интервалы предельных значений процентных ставок по таким долговым обязательствам в зависимости от валюты кредита (рубли, евро, китайские юани).

Отметим, что нововведения не затронули порядок нормирования процентов, описанный в п. 2 ст. 269 НК РФ, - правила «тонкой капитализации» сохраняются в неизменном виде.

Виталий Афендиков, старший юрист

Ольга Проскурина, руководитель налоговой практики, управляющий партнёр Юридической фирмы "JBI Эксперт".

В ФНС предупредили, что занижать цену сделки с недвижимостью скоро будет бессмысленно

http://realty.newsru.com/article/27apr2015/fns_prodazhi

Замруководителя Федеральной налоговой службы (ФНС) Светлана Бондарчук в интервью журналу "Коммерсант-Деньги" прокомментировала текущую ситуацию с налогообложением сделок c недвижимостью - в частности, довольно популярную практику со стороны продавцов занижать в договорах купли-продажи цену сделки, чтобы платить меньший налог.

Эксперт ФНС указывает, что таким продавцам необходимо помнить: в сделке две стороны, и покупатель обратится в налоговый орган за вычетом, где должен будет представить подлинный пакет документов (в том числе, например, вторую расписку продавца на неотделимые улучшения).

"В такой ситуации у нас появляются доказательства сокрытия налоговой базы продавцом, и соответствующие налоговые последствия для него непременно наступят. Кроме того, покупателю необходимо помнить, что, приобретая квартиру по заниженной стоимости, он ограничивает себя в размере налогового вычета в случае ее последующей продажи", - заявила Бондарчук.

При этом, по ее словам, с 1 января 2016 года все это становится неактуальным: "Занижать официальную цену сделки будет бессмысленно, так как изменились правила определения налоговой базы. Налог будет уплачиваться исходя из максимальной величины из двух сумм - указанной во время сделки или той, которая равна 70% кадастровой стоимости имущества", - сказала представитель ФНС.

Она также напомнила, что налоговые резиденты в случае, если имущество находится у них в собственности более трех лет, освобождены от уплаты налога (НДФЛ) при его продаже. Если же собственности менее трех лет, то необходимо представлять декларацию с отражением суммы полученного дохода. При этом у них есть право на налоговый вычет в виде документально подтвержденных расходов на приобретение имущества. Либо - при отсутствии документов - вычет представляется в размере 1 млн рублей в отношении недвижимости и 250 тыс. рублей для иного имущества.

Бондарчук отметила, что на нерезидентов освобождение от налога при реализации имущества, находящегося в собственности более трех лет, не распространяется - с дохода от продажи российской квартиры они будут уплачивать налог по ставке 30%, причем права на вычет у них не будет.

Напомним, с 1 января 2016 года от НДФЛ будут освобождаться доходы от продажи недвижимости, находившейся в собственности гражданина болеепяти лет, а не трех. Соответствующий закон был принят в РФ осенью прошлого года.

Конец банковской тайны: вкладчики России в опасности?

http://yakapitalist.ru/banki/konec-bankovskojj-tajjny/

Начало июля 2014 года ознаменовалось взрывной информационной волной, которая по своему резонансу сопоставима с украинскими событиями. «Банковской тайны в России больше нет» — такими заголовками пестрят ведущие СМИ, независимо от их политической направленности и источников финансирования.

При этом лишь незначительная часть новостных агентств ссылается на какую-либо правовую базу, тем самым лишь нагнетая лишнюю истерию вокруг события. Попробуем разобраться, какие именно нормы обещают перевернуть с ног на голову банковскую систему и насколько фатальны принятые решения.

Элементы банковской тайны:

  1. Сведения о вкладах и счетах физических и юридических лицах. Это информация о подписанных договорах, сроках их действия, реквизиты счетов.
  2. Данные об операциях по банковским вкладам и счетам клиентов. В объём входят сведения о датах совершения транзакций, их результативность, суммы сделок и многое другое.
  3. Конфиденциальные сведения, полученные при обслуживании клиента. К ним относятся анкетные данные вкладчиков и держателей счетов, адреса проживания, контактные данные.
  4. Перечень имущества, переданного банку на хранение либо в качестве предмета обеспечения обязательств. Это может быть как недвижимость, так и драгоценности, автомобили.
  5. Кредитная история. Указанная информация демонстрирует отношение клиента к возложенным на него обязанностям, уровень его дисциплинированности.

Все вышеуказанные сведения роднит одно: их принадлежность конкретному лицу (организации), а также высокая ценность. Попадание данных сведений в руки злоумышленников может привести к негативным последствиям для клиента кредитно-финансового учреждения.

Правовое регулирование банковской тайны в России:

  1. Ст. 857 «Гражданского кодекса» РФ. Правовая норма в общем виде раскрывает само понятие: это сведения о счёте, вкладе, операциях и о держателе счёта. Кроме того, статья закрепляет право лица на возмещение убытков, причинённых в результате нарушения закона.
  2. Ст.26 ФЗ «О банках и банковской деятельности». Данная норма содержит предельно широкий спектр информации о порядке предоставления сведения, составляющих банковскую тайну, различным государственным организациям по конкретным основаниям. Как следует из статьи, правом получения данных обладает множество государственных органов, в первую очередь – правоохранительных. В то же время, в статье содержится большое количество отсылочных норм, которые ещё больше усложняют суть Закона.
  3. Ст.31 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц…». Согласно пунктам документа, Российскому страховому агентству предоставляется доступ к банковской тайне при наступлении страхового случая в отношении банка, являющегося членом РСА.
  4. Ст.8 ФЗ «О валютном регулировании…». Указанный нормативный правовой акт закрепляет обязанность субъектов валютного контроля ограничивать распространение банковской тайны и не допускать её разглашения.
  5. Ст.17 ФЗ «О кредитных историях». Документ устанавливает обязанность должностных лиц Банка России использовать информацию, составляющую предмет банковской тайны, только по назначению.

Чего боятся держатели счетов?

Именно статья 26 вышеуказанного Федерального закона «О банках…» содержит одну очень интересную норму, в соответствии с которой:

Информация об открытии или закрытии счетов, вкладов (депозитов), об изменении реквизитов счетов, вкладов (депозитов) организаций, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, физических лиц, о предоставлении права или прекращении права организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа в электронном виде сообщается кредитной организацией налоговым органам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Сам же «порядок» установлен ч.1 ст.86 «Налогового кодекса РФ», в соответствии с которой:

Банк обязан сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа. Информация сообщается в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события.

Законодательно урегулированы и все иные аспекты взаимодействия банков и налоговых органов. Это, в числе прочего, установленный порядок передачи информации, формы электронных сообщений и многое другое. Обратите внимание: перечисленные документы приняты много лет назад, поэтому неспециалист столкнётся с трудностями даже в процессе их поиска. Всё это наталкивает на мысль, что работа в данном направлении велась очень давно.

Ведь предоставлять сведения обо всех юридически значимых действиях нужно в электронном виде, а для обработки информации потребуются мощные серверы и операционисты. Судя по всему, нужная материально-техническая база уже есть, и в ближайшее время она пройдёт своё «боевое крещение».

Но даже если принять, что на каждого жителя России приходится по 2-3 банковских счета (зарплатный, пенсионный, накопительный и т.д.), то можно с трудом оценить масштабы информации, подлежащей направлению в налоговые органы. ИМНС просто утонет в этом потоке данных, а обеспечить высокую конфиденциальность сведений едва ли получится.

Промежуточные выводы: акция «смерть банковской тайне» хорошо спланирована и подготовлена.

Итак, ранее указанная норма действовала только в отношении субъектов хозяйствования – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. И данные сведения предоставлялись в течение длительного периода времени, причём ни у кого из игроков рынка это не вызывало каких-либо опасений. В настоящий момент банк, следуя букве закона, должен сообщать все аспекты банковской тайны (как это понимается Гражданским кодексом РФ) в налоговые органы – без каких-либо запросов, требований и санкций.

Зачем потребовались изменения в части предоставления информации?

Нововведения вызывают недоумение лишь у неискушённой части публики. Эксперты уже давно почувствовали и заметили гонения на «физический» капитал в России. Ранее в СМИ появлялись сведения о том, что нерезидентам будут ограничены возможности использования электронных платёжных систем (webmoney, paypalи другие). Затем информационное пространство было взбудоражено новостями об отзыве лицензий у крупных банков. На этом фоне ограничение банковской тайны выглядит логическим продолжением «финансовых репрессий».

Новый подход к сбору информации позволяет решить налоговым органам 3 важных проблемы:

  1. Аккумулирование информации обо всех счетах конкретного физического лица. Отныне у налоговой инспекции будут полные данные о том, где и в каких объёмах размещает свои средства определённый человек, будь он гражданином или иностранцем. Полагаем, что системы для хранения сведений будут автоматически ранжировать субъектов по суммарному объёму денег, что в дальнейшем даст возможность требовать предоставление деклараций, уплаты налогов с резидента.
  2. Построение связей при движении денежных средств со счетов. Не останутся без внимания и операции (не только подозрительные, а вообще все) между определёнными лицами. Это сделает невозможным не только ведение незаконной предпринимательской деятельности, но даже занижение объёмов сделок (к примеру, по продаже недвижимости).
  3. Ускорение реализации судебных решений и постановлений о принудительном взыскании денег с гражданина. Отныне налоговые органы не будут повально направлять запросы, а сразу же выдадут определённым банкам предписания о приостановлении операций по счетам, принадлежащим конкретному лицу.

Таким образом, указанные поправки значительно расширяют полномочия и возможности налоговых органов, которые теперь могут решать все свои проблемы не покидая стен кабинета. Им больше не нужно направлять запросы в банки России для получения важной информации, а сам её массив открывает перспективы для проведения разнообразных анализов и экспериментов.

Обратим внимание, что теперь у ИМНС больше полномочий, чем у каждой крупной кредитно-финансовой организации в отдельности. Ведь они владеют информацией только о «своих» клиентах, а налоговики – видят картину в совокупности. Не исключено, что это может быть расценено как инструмент давления на «неугодных» граждан, которых в России в последнее время всё больше.

Была ли в России банковская тайна?

Говорить о том, что ранее в нашей стране свято соблюдались общепринятые стандарты по неразглашению конфиденциальных сведений, не приходится. Так, информация, составляющая банковскую тайну, могла быть затребована следователем (с согласия начальника органа) в рамках уголовного процесса, субъектами оперативно-розыскной деятельности (при получении соответствующих санкций), таможенными органами (при соблюдении законодательства) и т.д.

«Дырявая» нормативно-правовая база позволяла и позволяет получить конфиденциальные данные без каких-либо проблем. Возможно, именно по этой причине более-менее серьёзные денежные суммы граждане хранят в зарубежных банках, где уровень гарантий значительно выше. Истерия, которая нагнетается в СМИ, выглядит лишь поводом в очередной раз посеять сомнения в надёжности национальной финансовой системы.

Кто это организовал и какие цели преследует? Полагаем, ответ на этот вопрос очевиден и лежит на поверхности. И всё же, в настоящий момент законодатель не собирается давать задний ход и, судя по всему, намерен довести начатую «операцию» до логического завершения.

Что грозит за разглашение банковской тайны?

Оказывается, за данное нарушение предусмотрена уголовная ответственность: ст.183 УК РФ, в зависимости от тяжести преступления, предусматривает наказание от незначительного штрафа до семи лет лишения свободы (в случае, если деяние повлекло наступление тяжких последствий). На практике, данная норма оставалась практически невостребованной вплоть до 2014 года, когда возбужденное дело впервые было расследовано и передано в прокуратуру для последующего направления в суд.

Но такие факты – единичные, поэтому говорить о повальной ответственности не приходится. Не было до июля 2014 года большого количества уголовных дел по ст.183 УК РФ, равно как и не будет после его наступления. А если нет реальной ответственности, можем ли мы говорить про фактическое соблюдение правовой нормы?

Ключевые опасности «нового подхода» к банковской тайне:

  • Неудовлетворительная информационная защита. В настоящий момент в интернете можно найти десятки баз, в которых содержатся конфиденциальные данные о гражданах России. Это номера мобильных телефонов, адреса их регистрации, сведения о страховании и многое другое. В ближайшем будущем – и в этом можно не сомневаться – к ним добавятся сведения о банковских счетах. Следовательно, богатые и обеспеченные люди станут более уязвимыми для злоумышленников.
  • Возможности для злоупотреблений со стороны налоговых органов. Как следует из предварительного анализа объёма информации, проконтролировать всех держателей счетов практически нереально. Вот почему многие эксперты опасаются злоупотребления со стороны налоговиков, которые могут не только организовать «травлю» определённых лиц, но и закрыть глаза на нарушения других.
  • Огромный объём информации о банковских вкладах. Наконец, ещё одной проблемой остаётся необходимость обработки большого количества данных, которые будут ежедневно стекаться в органы налоговой инспекции. Это неизбежно приведёт либо к расширению штатов государственных органов, либо ляжет на плечи кредитно-финансовых организаций: так или иначе отразится на участниках системы.

Резюме: банковской тайны в России не было и нет

Итак, революционность нормы привела к большому ажиотажу и лёгкой панике: отследить данные тенденции можно будет уже в августе-сентябре 2014 года, установив примерные объёмы оттока капитала со счетов физических лиц. И хотя законодатель активно навязывает мнение, что подобная практика существует во всех «цивилизованных странах», рядовой держатель счёта спинным мозгом чувствует потенциальные опасности, коих немало.

В то же время, в настоящий момент угроза существует лишь для тех лиц, кто хранит на счетах деньги, нажитые незаконным путём, либо не хочет исполнять вступившие в силу решения суда, постановления о наложении штрафа. Стоит констатировать, что основной массе вкладчиков с суммой до 700 тысяч рублей ничего не угрожает. По крайней мере, до тех пор, пока конфиденциальная информация не попадёт в руки злоумышленников.

Представление физлицами отчетности о движении денежных средств в зарубежных банках

http://www.dk.ru/blogs/post/predstavlenie-fizlitsami-otchetnosti-o-dvizhenii-denezhnyh-sredstv-v-zarubezhnyh-bankah?utm_source=mail&utm_medium=letter&utm_campaign=rassylka_every_day

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» с 1 января 2015 года обязал физических лиц, являющихся валютными резидентами, предоставлять в налоговые органы отчеты о движении денежных средств по счетам и вкладам в зарубежных кредитных учреждениях. Однако, несмотря на то, что такая обязанность была закреплена еще год назад, в  действительности эта норма на практике не работала, так как отсутствовал разработанный порядок предоставления такой отчетности. Устраняя указанный пробел законодательства, Правительство Российской Федерации 12 декабря 2015 года утвердило Постановление № 1365 «О порядке представления физическими лицами — резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации» (далее — Правила). При этом необходимо отметить, что до 2015 года отчеты о движении средств на зарубежных счетах предоставляли в налоговые органы исключительно юридические лица и индивидуальные предприниматели. Ранее физические лица-резиденты обязаны были лишь уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии) счетов в иностранных банках. Учет и контроль за предоставлением отчётности физическими лицами-резидентами Правительство Российской Федерации возложило на Федеральную налоговую службу.

Для того чтобы понять вновь утвержденный порядок предоставления отчетности, необходимо в первую очередь понять — каких физических лиц действующее валютное законодательство называет резидентами. Так, согласно ст. 1 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» к резидентам относятся: а) физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года. б) постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. В соответствии с Правилами физические лица — резиденты должны предоставлять в налоговые органы в одном экземпляре отчет о движении денежных средств в срок до 1 июля года, следующего за отчетным годом. Отчет представляется за период с 1 января по 31 декабря отчетного года включительно. В случае если счет (вклад) в банке за пределами территории Российской Федерации открыт после 1 января отчетного года, отчет представляется за период с даты открытия счета (вклада) по 31 декабря отчетного года включительно. Правила устанавливают три способа предоставления отчёта о движении денежных средств в налоговый орган. Первый — это предоставление такого отсчёта в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В таком случае отчет должен быть подписан усиленной неквалифицированной электронной подписью. Второй — предоставление отчета о движении денежных средств на бумажном носителе непосредственно физическим лицом — резидентом либо его представителем непосредственно в налоговый орган. На одном из экземпляров, который физическое лицо-резидент оставляет у себя, налоговым органом делается соответствующая пометка о его принятии. Отчет также может быть направлен в налоговый орган заказным письмом с уведомлением о вручении.

Порядок особенно оговаривает случаи истребования налоговым органом дополнительных документов. Так, в соответствии со ст. 8 в целях осуществления валютного контроля налоговый орган в пределах своей компетенции имеет право запрашивать и получать от физического лица — резидента подтверждающие документы (копии документов) и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов). В случае выявления налоговым органом неправильных сведений (ошибок, неточных сведений), указанных физическим лицом — резидентом в отчете, а также заполнения отчета не в полном объеме налоговый орган письменно уведомляет физическое лицо — резидента о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета (далее — уведомление). Исправленный (уточненный) отчет должен быть представлен физическим лицом — резидентом в налоговый орган в течение установленного в уведомлении срока, который не может быть менее 7 рабочих дней со дня его получения. Обязанность физического лица — резидента представить налоговому органу отчет считается исполненной, если физическим лицом — резидентом представлен отчет в полном объеме и в установленный срок.

Анализируя вышеуказанный порядок, возникает закономерный вопрос — существует ли какая-либо ответственность за непредставление отчета о движении денежных средств физическим лицом-резидентом в налоговые органы? Так, с 1 января 2016 в отношении граждан-физических лиц будет действовать административная ответственность в виде штрафа за несоблюдение порядка и сроков представления отчётности по валютным операциям, а также отчетов о движении денежных средств за границей. Так, например, за несоблюдение порядка представления отчётности грозит штраф размером 3 000 рублей, а за повторное нарушение порядка — 20 000 рублей. при этом необходимо отметить, что действующее сегодня законодательство не предусматривает уголовной ответственности.

Таким образом, в 2015 году в области налогового законодательства произошли значительные изменения для физических лиц. Если еще год назад граждане могли беспрепятственно открывать банковские счета за границей, откладывая деньги на ведение бизнеса или даже на обучение в иностранном вузе, то сегодня произошли значительные изменения. Отныне физические лица обязаны представлять в налоговые органы отчет о движении денежных средств за границей, что призвано решить проблему налогообложения их доходов за рубежом. В противном случае, они могут быть привлечены к административной ответственности. Такие правила появились не на пустом месте. Правительство Российской Федерации время от времени проявляет пристальное внимание к активам наших граждан, находящихся за границей. Действительно, сегодня сложилась непростая ситуация. С одной стороны, отечественные банки не всегда могут получить софинансирование своей деятельности из-за рубежа. С другой стороны, международные обязательства Российской Федерации составляют миллиарды долларов США. Выходом из такой непростой финансовой и экономической ситуации является ограничение оттоков финансов и инвестиций в зарубежные страны. Безусловно, такое нововведение в первую очередь затронет интересы состоятельных граждан.

Всеволод Сазонов - адвокат

 

Рубрика каталога Satom.ru: Бухгалтерские услуги
Включен режим редактирования. Выйти из режима редактирования
наверх